Согласно ежегодному отчету IATA, в 2020 году в мире было перевезено 1,8 миллиарда пассажиров, что на 60 процентов меньше по сравнению с 4,5 миллиардами, которые летали самолетами в 2019 году.
Спрос на авиаперевозки в масштабах всей отрасли — его принято измерять в пассажиро-километрах — снизился на 66% в годовом исчислении. При этом на международных маршрутах — на 75,6%, а на внутренних — 48,8%.
Общие доходы от пассажирских перевозок в отрасли упали в 2020 году на 69 процентов до 189 миллиардов долларов, а чистые убытки составили в общей сложности 126 миллиардов долларов, или 71,7 доллара на одного пассажира.
Генеральный директор IATA Вилли Уолш добавил, что в 2020 году авиасообщение по всем показателям сократилось более чем вдвое, в том числе количество регулярных маршрутов в расписаниях: впервые с 1950 года, когда начали отслеживать статистику пассажиропотоков, падение составило более 60% в годовом исчислении. Точно так же данные по числу перевезенных авиапассажиров в 2020 году оказались самыми низкими в истории.
Регион Ближнего Востока показал самые плохие результаты — падение составило 71,5% по сравнению с 2019 годом, за ним следуют Европа: минус 69,7% и Африка: минус 68,5%.
В разгар кризиса в апреле 2020 года 66 процентов мирового парка коммерческих воздушных судов было поставлено на прикол, так как авиасообщение прекратилось — правительства закрыли границы или ввели строгие карантины в своих странах.
В 2020-м более миллиона человек, занятых в отрасли, потеряли работу.
Рейтинг регионов, основанный на общем количестве пассажиров, перевезенных на регулярных рейсах авиакомпаниями, зарегистрированными в этом регионе) выглядит так:
Азиатско-Тихоокеанский регион: 780,7 млн пассажиров;
Северная Америка: 401,7 млн;
Европа: 389,9 млн;
Латинская Америка: 123,6 млн;
Ближний Восток: 8 млн;
Африка: 34,3 млн
В первую пятерку авиакомпаний, сумевших заработать больше других в 2020 году, вошли 3 американских и 2 китайских перевозчика:
American Airlines (124 миллиарда долларов)
China Southern Airlines (110,7 миллиарда долларов)
Delta Air Lines (106,5 миллиарда долларов)
United Airlines (100,2 миллиарда долларов)
China Eastern Airlines (88,7 миллиарда долларов)
Пять самых загруженных внутренних рейсов оказались в Азии. Они показали результаты выше, чем все международные маршруты. Причина: восстановление внутренних перевозок шло быстрее, особенно в Китае:
Чеджу — Сеул (10,2 млн, рост на 35,1% по сравнению с 2019 годом)
Ханой — Хошимин (5,9 млн, рост на 54,3%)
Шанхай — Шэньчжэнь (3,7 млн, рост на 43,4%)
Пекин — Шанхай (3,6 млн, рост на 11,8%)
Гуанчжоу — Шанхай (3,5 миллиона, рост на 41,2%)
Пять самых «летающих» стран:
США (45,7 миллиона, или 9,7% всех пассажиров)
Великобритания (40,8 млн)
Германия (30,8 млн)
Франция (23,3 миллиона)
Индия (17,4 миллиона)
Лучшие альянсы авиакомпаний:
— Star Alliance сохранил свои позиции крупнейшего альянса авиакомпаний в 2020 году с 18,7% от общего объема регулярных перевозок, за которым следуют SkyTeam, куда входит «Аэрофлот» (16,3%) и oneworld с нашим S7 (12,7%).